Поиск

Читатели (1)

Canis lupus familiaris, 52
Ирландия, Дублин

Автор

Татарская письменность, как источник генетической трагедии

Смена алфивита в начале ХХ века как большая трагедия татарского народа (и не только татарского) мало осмыслена. По факту - после смены алфавита - татарский народ был отрезан и от своей истории, и от своей литературы, культуры. Инициатором перевода татарского алфавита с вязи на кириллицу был православный мииссионер Николай Иванович Ильминский (1822-1891). Во второй половине 19в. крещеные татары сталии массово (деревнями) возвращаться в ислам. Как тогда официально писали - отпадали в магометанство. Чтобы остановить этот процесс и чтобы крещеным татарам было затруднительно читать книги по магометанству - для них была создана азбука на основе кириллицы и создавались специальные школы для кряшен. Первый такой "Букварь для крещеных татар" под редакцией Н.Ильминского появился в 1862 году (окончательный вариант в 1874) и издавался до революции еще 11 раз. И на основе такого алфавита для крещеных татар печаталась только религиозная литература (евангелие, библия, псалтырь, молитвенники). Далее - на основе кириллицы была составлена азбука для чувашей. Потом и для других народов поволжья. В 20-е и 30-е годы уже большевики (под предлогом - подготовка мировой революции) перевели на яналиф (на основе латиницы) все тюркские народы. Но и в Турции был алфивит на основе латиницы и все свободно читали турецкие книги. Что не очень нравилось властям. И тут-то вспомнили опять опыт Н.И.Ильминского - и перевели обучение всех тюркских народов на кириллицу. Отрезав, таким образом, тюркские народы и от исламской литературы. И от национальной литературы, истории и культуры.  

   https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/31364519_898854840294002_9841384481354501_n.jpg?_nc_cat=0&_nc_eui2=v1%3AAeEk1UjfIPhvRBq-jNbp31hnlhzJtpTBJREs1pTS4001zhAh1ITrRl9NCUqR9yEKZpFF1oxchd7Iteh43rq-WTCesdDHUHPung6snFuu2SJngw&oh=2dc356e3da406b49baa455b3964e112c&oe=5B657F0C

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/31404180_898854836960669_3482567697580557940_n.jpg?_nc_cat=0&_nc_eui2=v1%3AAeGLrkVGp9DmpwuWO22ITWDkRc6ZrWWqus3HHSbkMURmO6Olre6xWdNZ9Q3oDVPxYJLsnYsPYKu5SmK-dXN1XyVhLJnYVq0nl9ZE5an36NT1hA&oh=42045808b888da8067178d9e9f7e61dc&oe=5B61268E

На фото: - Н.И.Ильминский, фото 1883 года, - Букварь для крещеных татар, 1862 г.

 1  
 Еще...

Комментарии к сообщению


Это я 28.04.2018 18:45:44
В нашей семье сохранилось несколько детских книг на арабской вязи.
Canis lupus familiaris 28.04.2018 19:27:39
Национально- освободительная война ваисовцев велась под лозунгом утверждения законов истинного, чистого ислама, который, по их мнению, освящал создание царства Правды и Справедливости на земле. Крупный советский исламовед Л.И. Климович в книге “Ислам в царской России” (М.,1936г.) так обобщенно характеризовал сущность ваисизма: “Все требования ваисовцев имели вполне земные корни…Содержание…учения заключалось не в вопросах догматических, в которых ваисовцы… не выходили за рамки ортодоксального суннитского ислама, а в их политической платформе. Последняя была отражением чаяний зажатого в помещичьи и государственные тиски пореформенного крестьянина (и ремесленника – кустаря), который стремился к своему действительному освобождению. Видел он его в отказе от всего того, что было для него кошмаром, т. е видел его в отрицании податей, продажного суда, воинской повинности, казенного духовенства с его поборами и т.п. Отражая недовольство широких крестьянских и ремесленнических масс существующим режимом, движение… всегда находилось в зависимости от данного состояния этих масс”.
Canis lupus familiaris 28.04.2018 19:27:50
Багаутдин Ваисов основал в Казани “Мусульманскую Академию” – первый в истории России культурно-политический центр булгарского народа, включавший в себя мектеб (средняя школа) и медресе (высшее учебное заведение), типографию, штаб-квартиру движения – так называемое “Духовное управление”.

Просветительский и освободительный характер ваисизма вызывал тревогу самодержавия, крайне правого, черносотенного крыла мусульманской буржуазии и, конечно, муфтия и его подручных, наводнявших жандармские части доносами на ваисовцев и призывами “покончить с вредным учением” . Но особенно бесило царизм полное отрицание ваисовцами юрисдикции властей. Так, ваисовцы ввели даже собственные паспорта – “присяжные листы”, в которых подчеркивалось их подчинение только исламским законам движения и открыто указывался официально игнорировавшийся самодержавием этноним {национальное самосознание} булгар – “аль-булгари” . После ряда ожесточенных крестьянских восстаний, поднятых ваисовцами в Казанской губернии в начале 80-гг. ХIХ в., царизм и татарские националисты решили совместно разгромить ваисовскую Академию в Казани. 1884г. наряды полиции и толпы татарских черносотенцев обложили Академию Багаутдина, защищенную мощным забором. После семидневной осады и перестрелки с ваисовскими бойцами карателям удалось взять штурмом и разгромить цитадель движения. Шестилетний сын Багаутдина Гайна (Гинанутдин) чудом остался в живых и нашел приют в семьях уцилевших ваисовцев , а сам основатель движения был заключен царизмом в российское узилище для инакомыслящих – Казанскую окружную психиатрическую лечебницу – и мученически скончался там в 1893г.
Фарид Дашкин 28.04.2018 23:00:50
У мамы метрика на латинице
Инат По Чак 29.04.2018 7:43:29
Абичка писала вязью. Она ровесница века была. Родилась в 1900.
Canis lupus familiaris 30.04.2018 18:03:59
знаю только одного человека с активным интересом к старотатарскому языку вязью. интересно сколько документов сохранилось на нем? сколько уничтожено, не счесть...
я тоже его знаю- хочу что бы она дневник моего предка за 17-18века посмотрела
Зульфи Я 03.05.2018 0:49:11
Вот бы ты озадачился качественными сканами. Мы готовы хотя бы начать. Как раз активно разбираем рукописные тексты. На след.неделе вернусь к вопросу. Жди
зачем сканы- оригинал точнее будет, я тебе доверяю, ты сможешь наверное его осилить. Заодно узнаешь, что творилось в моей деревне в период с 1775 по 1800гг, где предок дед был старостой
Canis lupus familiaris 03.05.2018 9:18:05
оригинал это ответственность, которая не каждому понравится. тем более людям, небезразличным к истории своего народа.

даже копирование/сканирование таких старых документов может нанести вред. не зря в музеях запрещают пользоваться вспышками - яркий свет может спровоцировать фотокаталитические химические реакции.

лучше всего снять фотоаппаратом с выключенной вспышкой на освещенное рассеянным светом месте. например днем, в хорошо освещенной комнате, но без прямого попадания солнечных лучей.
Зульфи Я 03.05.2018 0:45:31
Документов и изданий очень много. От частных коллекций до библиотек в РТ, РБ и тюркоязычных странах.
Canis lupus familiaris 03.05.2018 7:47:23
спасибо! существует ли какая-то государственная организация для сохранения того культурного наследия, или все держится только на усилиях частных лиц и групп?
пока это в принципе никого не интересует на гос.уровне, именно всё держится на энтузиастах.
Canis lupus familiaris 03.05.2018 9:12:12
подозревал...
Документов на нём сохранилось до хрена и больше. Одних МК в архивах РТ, РБ, и Ульяновской области не счесть. Туда фонды в архивах СПб и Москвы, архив республики Казахстан (содержит уезды и губернии, оставшиеся на территории РФ), архив республики Крым..
Это я так навскидку сейчас..
В моей семье сохранились старые фотографии, подписанные латиницей.
Зульфи Я 06.05.2018 19:47:14
Государственного интереса как такового нет. Интерес к истории и наследию тюркоязычных народов - только у энтузиастов. Например, наш преподаватель закончил несколько лет назад фак-т башкирской филологии в Уфе. В том числе они изучали и старо-татарский (тюрки). Из всего потока (около 70 чел.) только два человека - он и его супруга - продолжили заниматься темой.
Canis lupus familiaris 07.05.2018 4:34:08
увы, давно уже вошли в период, когда даже государственный русский мало кто удосуживается учить. коли среди филологов мало желания изучать истоки культуры, дела идут к худшему.
Зульфи Я 06.05.2018 19:51:59
И еще. В начале 20 века в первую и вторую революцию вся лит-ра арабской вязью считалась религиозной, т.к. мало кто умел читать. Например, в наши дни имам одной из мечетей Нижнекамска собирает эти книги. Люди несут. И там не только религиозное и на арабском, но и литература татарских и башкирских ученых.
правильно- у моей бабушки была любимая книга на ар.вязи "ПриключенияТома Сойера". Был ещё какой то рассказ из жизни Шерлока Холмса. А также куча татарских журналов на трёх писаниях- кирилица латиница и вязь. Забавно было видеть фото членов Политбюро с замаранными или вырезаными лицами в период 20-30гг
Дядя куда то эти журналы дел, я его пытал жлоба, говорит не помнит куда дел
Canis lupus familiaris 07.05.2018 4:41:05
даже обыденные книги могут дать информацию о состоянии языка. конечно очень много зависит от переводчика, но как раз сравнение языка столетней давности с нынешним позволяет узнать в какую сторону развивался.

в голову приходит случай. с румынским коллегой посетили крепость в Трансилвании. в музее я остановился перед копией исторического документа и медленно его читал. он стал дергать меня: "нечего здесь делать, это какой-то непонятный язык". пришлось указать ему, что далеко не непонятный, а самый что ни есть болгарский XIV века с шрифтом XVIII-XIX века, и что с трудом, но осиливаю его. он не знал, что до конца XIX века румынская православная церковь вела богослужения на староболгарском, еще известный как церковно-славянский. поскольку прежде всего попы/монахи были грамотными, официальные нецерковные документы тоже писали на том же языке.
илдәш . 08.05.2018 0:39:01
В принципе, можно выучить арабский алфавит (написание и звучание арабских букв) и далее, владея татарским, можно читать татарские тексты, написанные арабскими буквами. Мы же поймем татарские слова, написанные, например, английскими буквами.
Canis lupus familiaris 08.05.2018 11:34:26
допустим в арабском алфавите одни только согласные, а в латинице и в кириллице присуствуют еще буквы для гласных. попытайтесь отличить слово "бай" от слов "бәй" и "бөе" в написании "б".

английских букв нет и никогда не было. существует латинский алфавит (латиница), используемый в том числе для написании слов английского языка. трудно понять то, что не существует, но фантазия неграмотных безгранична.
Фарид Дашкин 08.05.2018 11:52:43
А вот херушки. Выучив арабский алфавит и правила пользования для чтения и произношения (второе выучить раз в 10 сложнее чем сам алфавит),можно только читать арабский текст. Для чтения старотатарского (окромя записей прадедушки) нужно учить персидский вариант арабского алфавита, и персидскую же каллиграфию.
илдәш . 08.05.2018 20:32:16
В первую очередь записи прадедушки и интересуют. Именно их один мой родственник прочитал, изучив арабский алфавит, включая произношение, огласовки, заменяющие гласные буквы, и ряд правил чтения буквосочетаний (с помощью преподавателя, конечно). Поэтому я написал, что в принципе это возможно. А нюансов в любом деле много. Персидский вариант арабского языка в данном случае - это один из таких нюансов.
Фарид Дашкин 08.05.2018 22:42:14
Как раз арабская фонетика ( думаю вы ее имели в виду, написав произношение ) совершенно не подходит для татарского и пр. тюркских языков.

Добавление фотографии, аудио или видео

Укажите ссылку на фотографию, аудио файл или видео запись,

размещенную в интернете:

Добавление фотографии, аудио или видео

Укажите ссылку на фотографию, аудио файл или видео запись,

размещенную в интернете: